Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
– Первый известный автор, который говорил о сивиллах, или лучше о Сивилле, – ибо у него идет вопрос лишь об одной Сивилле, – есть ионийский философ Гераклит, живший приблизительно за 500 лет до Р.Хр. (Фабриция, Bibloth. gr., ed. Harless, 1790, t. I, p. 229). Позднее находят упоминание о ней в Федре Платона, а равно и у многих других древних авторов. Мало-помалу умножали число их. Варрон считает их десять в одном месте, которое сохранено было нам Лактанцием (Лактанция, Inst. div., 1. I, cap. 6, t. VI, col. 141). Сивилла Кумская особенно знаменита в римской истории. Приписываемые ей пророчества, так же как и пророчества всех других сивилл, теперь утрачены, но до нас дошло несоколько фрагментов, известных под названием сивиллиных пророчеств, которые были цитируемы большинством отцов и на которые намекает гимн об умерших: Teste David cum Sibylla. Они так названы, потому, что были приписываемы Сивилле. Это – разнородная смесь элементов иудейских, христианских и языческих, различных по времени и происхождению. Они содержат 14 книг. Книги 1, 2, 3, ст.1–96 – христианские. Составление их полагают в IV-м или V-м веке. В них усматривают, между прочим, чудеса, страдания, смерть и воскресение Мессии. Стихи 97–828 3-ей книги – самая древняя часть коллекции. Они были составлены приблизительно в 146 году до Р.Хр. одним александрийским иудеем. Автор исчисляет различные империи, описывает пришествие Мессии, падение царств, обращение язычников и восстановление Иуды во всей его славе. 4-я книга относится приблизительно к 80-му году нашей эры и, вероятно, принадлежит перу иудео-христианина. Она резюмирует историю менее чем в 200 стихов, разделяя ее на двенадцать веков, заканчивающихся веком мессианским. Книга 5-я, в своей первой части, 1–51, кажется, произошла о тодного христианина в 138 году, и в своей воторой части, 52–530, – от одного александрийского иудея, в 80
г. нашей эры; он возвещает, что его народ воспользуется мессианским счастьем. 6-ая книга представляет гимн Иисусу, Сыну Божию; автор, кажется, был заражен гностическими идеями. 7-я есть собрание пророчеств, плохо связанных вместе одним еретиков в 160
г. Некоторые из этих пророчеств имеют своим предметов Иисуса Христа. 8-я книга содержит пророчество о всеобщем суде, составленное в 211 году нашей эры. Стихи 217–250 представляют акростихи, и 34 начальных буквы, их составляющих, дают следующие слова: Ιησοῦς Χριστός Θεοῦ υἱὸς σωτῆρ σταυρός. Стихи 361-500 самые древние и принадлежат ко ΙΙ веку. В этой книге идет речь о рождении Иисуса Христа от Девы. Книги 11–14 – происхождения христианского и египетского и не восходят далее V-го века. Ениги 11–14 были открыты в Милане и в Риме кардиналом Майем, который напечатал их в своей Veterum Scriptorum nova collection, t. III, p. 202 и сл. Полное собрание сивиллиных пророчеств опубликовано Александром, Oracula sibyllina, I-е изд., 2 тома в 3
ч., in-8º, Paris, 1841–1856, 2-е изд. Ι т. in-8º, 1869, и J.H. Friedieb’ом, Oracula sibyllina, с переводом неммецкими стихами, Лейпциг, 1852.
См. о сивиллах: Mgr. Freppel. Les Apologistes, lecons 14 et 15; Брюккера, Des Sibylles juives. в Études religieuses, журнале, издав. учеными иезуитами, avril 1876, p. 600–610; аббата Lecanu, Les Sibylles te les livres sibyllins, in-8º, Paris, 1847; J. Moehler, La Patrologie,
перев. Cohen’a, t. II, p. 572 (
См. Руоководство к чтению и изъяснению Библии, Ф. Вигуру, т. Ι,
стр. 77–78).